Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождения.
Не все родители, однако, в достаточной мере подготовлены к участию в жизни детского сада, и в сложных случаях психолог может выступать в качестве посредника при общении воспитателя с семьей, в привлечении ее к более тесному контакту с педагогами и детьми. Зачастую психологу необходимо самому налаживать контакт с родителями, так кaк их психологическая и педагогическая подготовка оставляет желать лучшего.Взаимодействие психолога с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад или другое дошкольное учреждение. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с психологом. Возможны и другие формы взаимодействия с семьей до поступления ребенка в учреждение. Можно пригласить родителей с детьми посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т.д. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду. Можно предоставить письменную информацию о количестве групп детей в каждой возрастной группе, методах и средствах обучения и воспитания, о концепциях воспитания и развития, принятых в детском саду, факультативных занятиях (танцы, иностранный язык, спортивные секции и т.д.).
Предварительно лучше прoвести первичное диагностическое обследование и ознакомиться с медицинской картой.
Существенны анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. К ним относятся: дата рождения и точный возраст ребенка, сведения о родителях (фамилии, имена, отчества матери и отца, год и место рождения, национальность, образование и специальность, место учебы или работы). Такие же сведения необходимо собрать и о тех родственниках, которые принимают или принимали участие в воспитании ребенка. Эти сведения важны для понимания системы воспитания, принятой в данной семье, ее культурных особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иным отклонениям или задержкам в развитии ребенка, выявленным в ходе диагностического обследования. Например, ребенок 6 лет неправильно произносит слова, у него страдает грамматический строй речи. В ходе беседы с родителями выясняется, что они долгое время жили с ребенком в Израиле, он ходил в местный детский сад, говорил на иврите. Этим и объясняются дефекты речевого развития, не имеющие отношения к отклонениям в интеллектуальном развитии. Это встречается и в тех семьях, где ребенок воспитывался у бабушки, проживающей в ближнем зарубежье и т.д.
Психологу необходимы социальные характеристики семьи, которые включают в себя:
- состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;
- жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и проч
- среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;
- характер взаимоотношений между родителями: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее;
- воспитательные функции по отношению к ребенку в большей степени осуществляет: мать, отец, бабушка, брат, сестра;
- в случае если семья неполная или распадающаяся, как это отразилось на ребенке: он видится с обоими родителями, живет у бабушки, не видит отца (мать), прочее;
- произошли ли изменения в составе семьи, по каким причинам, как ребенок реагировал на них.
В разных случаях психолог должен ясно представлять свои возможности и полномочия. Если сведения, полученные в обследовании и подтвержденные в беседе с родителями, настолько убедительны, что дают возможность наметить конкретную стратегию коррекционной работы, то психолог приступает к реализации коррекционных мер, если нет — собирает дополнительные данные.
Например, в рассказах ребенка присутствует тема похорон, мертвых и т.п. , но в то же время все истории заканчиваются оптимистически, герой находит живую воду. В ходе беседы с родителями выясняется, что недавно в семье умерла бабушка, которая занималась воспитанием ребенка. Он очень переживал это событие, часто вспоминал бабушку. Но в поведении не отмечалось нарушений, ребенок нормально ел, играл с детьми, не был ни подавлен, ни перевозбужден. Психолог в данном случае может сделать вывод о том, что ребенок самостоятельно справляется со сложной ситуацией и скорее всего, благополучно переживет ее.
В другом случае в ходе обследования ребенок тоже много говорит о мертвых, истории заканчиваются смертью, исход всегда трагический. Из беседы выясняется, что в семье никто не умирал, однако ребенок часто бывает подавлен даже при незначительных конфликтах, иногда и без причин. В семье произошел развод, который сильно отразился на ребенке. В таком случае можно говорить о необходимости психологической помощи ребенку, предлагать конкретные пути ее осуществления.
Не менее важны для оценки психологического развития ребенка сведения о его здоровье, внутриутробном развитии, а иногда и наследственности. В ходе беседы психолог узнает возраст обоих родителей к моменту рождения ребенка, от какой по счету беременности он родился, была ли патология беременности и родов, если да, то какая, особое внимание нужно обратить на состояние здоровья ребенка сразу после родов. Эти сведения имеют большое значение для понимания особенностей развития и поведения ребенка.
Кроме этого при знакомстве с состоянием здоровья ребенка собираются сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях, случаях госпитализации, реакции ребенка на них. Важно знать, состоит ли ребенок на учете у психоневролога, невропатолога или других специалистов, какой они ставят диагноз. При подозрении на органические нарушения центральной нервной системы психолог интересуется наследственностью. Сведения о здоровье ребенка дают не только прямую информацию о его психическом и соматическом состоянии, но и косвенную. Так, если ребенок плохо адаптирован в группе сверстников, это может быть вызвано тем, что он часто болеет и мало посещает группу. Некоторая заторможенность, эмоциональная вялость может быть следствием недавней госпитализации, тяжелой, продолжительной болезни. Страхи и неуверенность могут быть вызваны заостренным вниманием родителей на проблемах здоровья ребенка, реальных или мнимых.
С данными о здоровье тесным образом связана характеристика развития начиная с рождения: развитие психомоторных функций (когда начал сидеть, стоять ходить; произнес первые слова, первые фразы, как в целом шло развитие речи); общий эмоциональный фон (смена настроений, необоснованная веселость, подавленность, слезливость, беспричинная смешливость, вспышки агрессивности, аффекты, ровное, спокойное настроение, безразличие, общая доброжелательность); уровень контактности, выражающийся в трудностях общения и поведения в целом. В ходе бесед с родителями психолог выясняет, какие игры и занятия ребенок предпочитал в разных возрастах, какие у него домашние обязанности, уровень его самостоятельности, степень активности и проявления инициативы и т.д. В беседе с родителями уместно ознакомиться с их мнением о взаимоотношениях между членами семьи, конфликтах, их частоте, способах разрешения, принятых наказаниях и поощрениях со стороны взрослых, реакции ребенка на них, а также об особенностях ребенка, волнующих родителей. Такие сведения важны для понимания динамики, темпа и направленности развития. Вполне возможно, что неумение ребенка, например, завязывать шнурки связано не с нарушением мелкой моторики, а с тем, что он жил у бабушки, которая полностью одевала его до последнего времени. Вполне возможно, что аффективный фон настроения, агрессивные вспышки, снижение волевой активности являются реакцией ребенка на детский коллектив, в то время как дома он спокоен, самостоятелен. Родители знают эту особенность ребенка, так как уже сталкивались с подобным поведением на прогулках, в общественных местах, поликлинике и т.д. Сведения об особенностях психомоторного развития не требуются при нормальном развитии ребенка, но если отмечаются какие-либо неравномерности в интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере, эти данные необходимы.
В беседе с родителями специальное внимание следует обращать на то, кем ребенок воспитывался, где и сколько времени, в каком возрасте был отдан в детское учреждение, как он привыкал к нему, как складывались отношения с детьми и педагогами, были ли резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т.д.), как на это реагировал ребенок. Кроме того, важно определить позицию родителей по отношению к развитию ребенка. Эти сведения могут помочь в понимании некоторых особенностей поведения. Например, если ребенок раньше никогда не посещал детское учреждение, у него могут возникать трудности в контактах с другими детьми просто из-за отсутствия социального опыта. Общая подавленность, слезливость, капризы могут быть следствием недавнего переезда от бабушки или других родственников, у которых ребенок воспитывался до настоящего времени. В то же гремя капризы, частые смены настроения, постоянное недовольство ребенка могут объясняться установками в семье, привычной позицией ребенка, когда он всего добивается слезами, постоянно повторяющимися просьбами, когда родители готовы выполнять их , лишь бы ребенок отстал от них.
Психолог должен спросить родителей, какие еще особенности в развитии ребенка они считают значимыми, какие вызывают у них беспокойство, чем бы они хотели поделиться, о чем посоветоваться и т.д.
Знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что события в его жизни не могут быть оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Сведения о том, как ребенок реагировал на каждое обстоятельство, не менее важны, чем выяснение и установление этого обстоятельства. Родители часто не очень хорошо помнят и понимают значение этих фактов, однако наиболее запоминающиеся и яркие события и реакции ребенка они, скорее всего, воспроизведут. Психологу следует помнить, что родители — люди со своими индивидуальными особенностями восприятия прошлого и настоящего, поэтому нужно учитывать субъективность их суждений. В каких-то случаях ребенок переживал вовсе не так сильно, как родители ожидали, а когда-то его скрытые глубокие переживания ускользнули от них. Тем не менее при составлении истории развития ребенка, «психологического анамнеза» данные, которые получены в беседе с родителями, оказываются незаменимыми при объяснении многих трудных случаев.
Познакомившись с историей развития ребенка, обстоятельствами его жизни, психологу необходимо перейти к анализу семьи, в которой он воспитывается. В первую очередь нужно познакомиться с родительскими установками и стилем воспитания, т.е. системой родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятием ребенка родителями и способами поведения с ним.
Разные авторы с различных позиций подходят к проблеме взаимодействия родителей и детей. Однако все отмечают, что именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Многие считают, что не только родители воздействуют на детей, но и дети оказывают влияние на родителей, побуждая их к одним действиям и подавляя другие. Так, ребенок, демонстрирующий свою беспомощность, неспособность разрешить какую-либо ситуацию, подталкивает родителей помочь ему, и часто родители делают это вне зависимости от того, нуждается ли реально ребенок в помощи.
Научно-психологическое изучение развития поведения родителей показало, что его можно описать с помощью двух пар признаков: неприятие — расположение и терпимость — сдерживание (контроль) (Э. Шефер, 1959 год).
Расположение (тепло, любовь) характеризуется тем , что родители видят в своих детях множество положительных свойств, принимают их такими, какие они есть Эти чувства проявляются как в теплом тактильном контакте, так и в улыбке, поддержке взглядом, выражении гордости.
В случае неприятия родители не расположены к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними, дети раздражают их своим своеволием, непослушанием и т.д. Отсутствие расположения к ребенку превращается в крайней форме во враждебность.
Сдерживание (контроль) предполагает, что поведение родителей описывается как имеющее множество запретов, держащее ребенка под постоянным наблюдением и контролем, устанавливающее определенные нормы поведения, которым дети должны следовать. Такие родители не обязательно часто и строго наказывают детей. Применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям. В дошкольном возрасте родители запрещают ему шумные игры, требуют опрятности, послушания, не позволяют уходить одному далеко от дома, запрещают агрессивное поведение. У таких родителей часто могут проявляться противоречия в системе требований. Так, они могут не разрешать детям ссориться, но не обращать внимания на поведение за столом.
Терпимость характерна для снисходительных родителей. Они обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку: предоставляют ему неограниченную свободу в играх, не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание. Такие родители, скорее, будут рассматривать проявление агрессии как нормальное явление в развитии ребенка.
На основании выделенных признаков Шефер предложил классификацию типов воспитания детей. В поле «расположение — сдерживание (контроль)» попадают следующие типы: от чрезмерного потакания к снисходительному покровительству, от них к чрезмерному обереганию. В поле «сдерживание — неприятие» находятся типы: властный, суровый, затем требовательный, нетерпимый. Поле «неприятие — терпимость» приводит к небрежному, безразличному и устраняющемуся типам, «терпимость — расположение» создают демократичный и помогающий типы.
Все эти параметры в значительной cтепени учтены в опроснике детско-родительских отношений, разработанных А.Я.Варгой и В. В. Столиным. Опросник состоит из пяти шкал.
1. «Принятие — отвержение». Шкала выявляет интегральное эмоциональное отношение к ребенку На одном полюсе шкалы находятся родители, которым нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы . На другом полюсе оказываются родители, которые воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение и обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его. Зачастую неприятие ребенка сочетается с жестоким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме — желании отказаться от ребенка, поместить его в интернат. В практике работы подобное отношение может отмечаться у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем при таком отношении может отмечаться равнодушие к распорядку дня ребенка, полное попустительство.
2. «Кооперация» —социально желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы раскрывается так: poдитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует его переживаниям. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он сознательно занимается воспитанием и развитием ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, в спорных вопросах может принять точку зрения ребенка.
3. «Симбиоз» — шкала выявляет межличностную дистанцию в oбщении с ребенком. Родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» — выявляет форму и направление контроля за поведением ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать peбенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление самоволия его сурово наказывают. Родители пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, мысли, чувства. Такие родители зачастую стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (разнообразные кружки, спортивные секции, иностранные языки), однако при этом не учитываются реальные психофизические возможности ребенка.
5. «Маленький неудачник» — выявляет особенности восприятия и понимания ребенка родителями. В родительском отношении данного типа имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, yвлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Опросник предлагается родителям в напечатанном виде со следующей инструкцией.
«Ответьте на вопросы анкеты с максимально возможной откровенностью. Знаком « + » отмечайте высказывания, с которыми Вы согласны, знаком «-» – с которыми не согласны».
Взаимодействие психолога с родителями — залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Когда ребенок впервые приходит в детский сад ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми. Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые переживания, снижение активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье и способностях. Для ребенка, не посещавшего детские учреждения, непривычно все: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня и т.д. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к которому он привык дома.
Необходимое условие смягчения трудностей адаптационного периода — согласованность действий воспитателя, психолога и родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском саду. С этой целью психолог должен позаботиться о том, чтобы воспитатели еще до поступления новичка в группу познакомились с родителями и ребенком, установили с ним контакт, узнали об условиях и особенностях развития ребенка. Все привычки и навыки каждого ребенка выяснить сразу сложно, однако в краткой ознакомительной беседе с родителями можно узнать о наиболее характерных особенностях поведения ребенка, его склонностях и интересах.
Не следу6ет резко изменять привычный уклад жизни детей Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где легче ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с воспитателями и детьми, так как условия напоминают домашний двор. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку, пусть он немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с ним и с матерью), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.
Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач. Психолог привлекает внимание воспитателей к таким детям, советует родителям на первых порах сократить время пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к режиму детского сада, организовать упражнения в самостоятельности, чтобы ребенок мог сам обслуживать себя.
Родителям можно предложить пройти в групповую комнату вместе с ребенком. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоится в новой обстановке, установить отношения с воспитателем, с детьми. Мать вместе с ребенком рассматривает игрушки, необходимые предметы быта, групповую комнату и спальню, играет с детьми. Присутствие близкого человека дает ребенку возможность спокойнее ориентироваться в новых условиях.
Обычно внимание родителей и детей сосредоточивается на приходе в детский сад, но при этом дети нередко оказываются свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении. Психолог может посоветовать родителям приводить новичков попозже, и не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, тогда можно обратить внимание ребят на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают детей домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней прогулке. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыв, отторжение от дома.
В привыкании к новым условиям важную роль играет интимизация предметов, возможность принести с собой свои игрушки. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая знакомая игрушка завладеет вниманием, поможет отвлечься от расставан.
Многие другие приемы, способствующие адаптации ребенка к новым условиям, могут быть выработаны совместно с родителями и при участии воспитателей с наибольшим учетом индивидуальных особенностей ребенка и группы, в которую он ходит.
Можно отметить, что роли психолога во взаимодействии с родителями разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого дошкольника, однако несомненно, что в детском учреждении он прежде всего представляет интересы ребенка, занимает активную позицию по отношению к нему, стремиться добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с родителями и воспитателями на пользу ребенку.
Информация с сайта