Н.В. Шелепанова, Е.Н. Литвиненко
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
В статье представлены основные методы исследования коммуникативной креативности.
Разработкой методов исследования креативности психологи начали заниматься в конце XX – начале XXI века. К наиболее ярким характеристикам креативности относят:
Разработкой методов исследования креативности психологи начали заниматься в конце XX – начале XXI века. К наиболее ярким характеристикам креативности относят:
легкость в создании многочисленных вариантов поведения индивида,
гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, использовании разнообразных приемов поведения,
оригинальность, которая проявилась в создании нестандартных способов решения ситуаций проблемного характера.
При создании методик диагностики коммуникативной креативности за теоретическую основу берутся те же интеллектуальные способности, которые выделял Дж. Гилфорд: беглость мысли, гибкость, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакции от стимула) [3]. Но так как коммуникативную креативность относят не только психологическим, но и социальным чертам личности исследователи учитывают: толерантность, эмпатические черты, легкость общения, доверительность, взаимопонимание, психотерапевтичность общения, уровень психологической культуры личности.
Психологическая культура – в развитом виде, это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни [1].
Конкретные методы исследования коммуникативной креативности определяются рамками социально-психологических исследований, целью исследования и характером коммуникации. Выбор, последовательность и техника применения методов (методика), определяется также объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования [5]. Поэтапность исследования предполагает выбор методов в соответствии с конкретной задачей данного этапа. На этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используются методы опроса и метод экспертных оценок, лабораторные и полевые эксперименты (наблюдение за устными источниками информации, тестирование; отстраненное, скрытое включенное наблюдение – соучастие в речевой деятельности).
Выборочный опрос позволяет получить как фактическую информацию, так и оценочные данные. Он проводится либо в устной форме, либо в письменной. При составлении анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы таким образом, чтобы они отвечали заданной цели . Целью такого опроса является получение содержательной информации о явлении, о коммуникативных характеристиках информантов, их отнесенности к той или иной социальной группе. Не менее важно придерживаться принципа репрезентативности – достаточности фактического материала. При несоблюдении условий репрезентативности цель исследования не будет достигнута [2]. Высокая степень репрезентативности - одна из главных трудностей в методе опроса, так как для правильной выборки нужно иметь данные о структуре генеральной совокупности, а статистика, к сожалению, не обеспечивает эти данные.
Метод наблюдения реализуется как в лабораторных, так и полевых условиях эксперимента. Этот метод заимствован из этнографии, описывающей разнообразные формы социальной коммуникации. При помощи этого метода могут быть выявлены нормативные и ненормативные формы речевого этикета, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в эмоциональном состоянии, в разных ситуациях и т.д.
Эксперимент в полевых условиях является сложным и трудоемким в плане социопсихологическом, особенно при включенном наблюдении. Цель эксперимента состоит в том, чтобы установить, как говорят люди в естественных условиях, когда их не наблюдают. Но для этого их нужно наблюдать, причем систематически. Открытое наблюдение может искажать выводы эксперимента, так как приводит к гиперкоррекции речи испытуемых, особенно при записи образцов речи - срабатывает «магнитофонный эффект» [6]. Поэтому экспериментатор должен тщательно продумать технику открытого наблюдения с тем, чтобы устранить возможные помехи. Недостатком этого метода являются не только перечисленные трудности, но также и степень репрезентативности наблюдаемой группы. Для проверки нужны контрольные эксперименты и сопоставление с данными лабораторных экспериментов.
Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии и достаточно широко используется. Тестирование иногда проводят дважды - на начальном этапе исследования, где оно выполняет диагностирующую функцию, и в конце исследования, где оно выполняет верификационную функцию. Тесты составляются таким образом, чтобы однозначно выявить те или иные коммуникативные свойства испытуемых. Различают формальные и неформальные ситуации тестирования. К формальному типу относят задания на чтение пар слов, выбранных по контрасту содержания или формы, ответы на стереотипные вопросы. Неформальные тесты проводятся в форме беседы с испытуемым, желательно на тему, которая его волнует или интересует[3]. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование представляет особую важность для исследования коммуникативной креативности поскольку, в отличие от других методов, позволяет выявить характеристики индивидуумов как языковых личностей[6].
Методы, используемые на втором этапе исследования, имеют другое целевое назначение - обработку полученных данных и установление зависимостей количественных и качественных показателей анализа и их содержательную интерпретацию. Выбор и последовательность методов определяется поэтапностью обработки данных.
Библиографический список:
1. Голованова, А.А. «Коммуникативная креативность как фактор эффективности группового решения задач».: Диссертация на соиск. учен. степ. канд. психол. наук./ А.А. Голованова – Казань, 2003.
2. Канн, С.Ю. «Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов».: Диссертация на соиск. учён. степ. канд. психол. наук./ С.Ю. Канн – Н. Новгород: НГПУ, 1998.
3. Настольная книга практического психолога» / сост. Посохова С.Т., Соловьева С.Л. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008 – 671с. с ил.
4. Перлз, Ф. «Теория гештальттерапии» - современная психология: теория и практика, пер. с англ. / Ф. Перлз – изд. Институт общегуманитарных исследований 2008 – 320с.
5. Смелзер, Н. «Социология» пер. с англ./ Н. Смелзер – М.: Феникс, 1994г. – 688с.
6. Тарасов, Е.Ф. «Речевое воздействие»: методология и теория//Оптимизация речевого воздействия / Е.Ф. Тарасов – М, Наука 1990г -136с.