четверг, 5 мая 2011 г.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ).

Этот метод психотерапии был создан Альбертом Эллисом в 1955г. Первоначальный его вариант назывался «рациональной терапией», но в 1961г. он был переименован в рационально-эмоциональную терапию (РЭТ), поскольку этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993г. Эллис стал использовать новое название своего метода – Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ). Термин поведенческая был введен для того, чтобы показать то большое значение, которое это направление придаёт работе с актуальным поведением клиента.
Этот метод наиболее подходит интеллигентным молодым людям, не находящимся в состоянии выраженного страдания и готовых к усилиям по дисциплинированию своего мышления. Так же он подойдет людям склонным к анализу своих мыслей.
В соответствии с теорией РЭТ люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Однако, при постановке и достижении этих целей и задач человек должен учитывать, что он живет в обществе и, поэтому, отстаивая свои интересы, приходится учитывать интересы других людей.
С точки зрения Эллиса, главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека, являются мысли (когниции). Как человек интерпретирует событие, такую эмоцию в результате он и имеет. Поэтому воздействие на мысли является более коротким путем достижения изменения эмоций и, следовательно, поведения. Кроме того, корни любой нежелательной эмоции можно найти в иррациональных убеждениях человека, Эти чувства негативно влияют на качество жизни.
Рациональные идеи –
•выражаются в форме желаний, стремлений, предпочтений
•они гибкие (приспосабливаются под обстоятельства)
•ведут как к положительным, так и негативным эмоциям
•не мешают претворению в жизнь основных целей и задач
Иррациональные идеи –
•абсолютизированы (в виде нерушимых правил), выражаются в виде жестких «должен», «обязан», «надо»,
•ведут только к негативным эмоциям (тревога, вина, гнев, депрессия)
•серьезно препятствуют осуществлению целей
•но поддаются изменению
Иррациональные идеи возникают в детстве, когда ребенок воспринимал их не имея возможности критически анализировать. Затем, во взрослом возрасте человек придумывает абсолютные требования к себе и начинает себя уничижать, а свое «Я» оценивается как плохое и недостойное. Эллис выделил четыре группы таких идей:
1.Должествования – есть универсальные «должен», которые надо всегда реализовывать, не смотря ни на что.
2.Катастрофическая – преувеличение негативных последствий событий
3.Обязательная реализация своих потребностей – человек должен обязательно полностью осуществлять свои желания, чтобы быть счастливым.
4.Оценочная – людей можно глобально оценивать. Отдельный аспект личности отождествляется с человеком в целом
Таким образом, психотерапевт, практикующий этот подход, работает с воздействием нелогичных суждений.
Цели терапии:
•изменение эмоций, посредством воздействия на содержание мыслей
•формиро­вание новых убеж­дений, путем демон­страции логи­ческих ошибок
•отказ от требо­ваний и жесто­ких иррацио­нальных установок.
•обучение правиль­ным спосо­бам позна­ния, ото­бранным на прак­тике
Техника проведения сеансов характеризуется директивным подходом с привлечением авторитета, знаний врача, методик убеждения, переубеждения, ободрения, отвлечения и предполагает активное участие пациента на всех этапах психотерапии, установление с ним партнерских отношений.
Начало психотерапии по методу РЭТ включает информирование пациента об её понятиях и целях. На первой встрече психотерапевт и клиент совместно обсуждают проблемы, которые хотелось бы разрешить и возможные цели терапии. В процессе изложения жалоб терапевт предлагает клиенту выбрать, какую проблему необходимо решить в первую очередь. Клиент изначально направляется к стратегической цели – замене иррациональных установок на рациональные. Помимо этого, терапевт создает условия, необходимые для самораскрытия пациента и создания полноценного контакта. В то же время, терапевт РЭТ может критиковать клиентов и указывать на недостатки в их поведении, предпринимать «атаки» на «должествования» клиентов.
Проце­дура дан­ного метода включает несколько этапов:
1.На этапе логичес­кого ана­лиза идет работа над системой убеждений пациента и выявление его иррациональных установок. Терапевт сознательно подводит клиента в беседе к использованию слов «надо», «должен», «необходимо», для того, чтобы он признал их власть над собой. Так же, у клиента вырабатываются навыки отличать рациональные убеждения от иррациональных. Затем нелогичные суждения прорабатываются в сотрудничестве с терапевтом. После того, как пациент четко осознал связь между убеждениями и их последствиями, начинается
2.Диспут (дискуссия) Он применяется с целью оспорить истинность иррациональных установок, рассмотреть их с разных сторон,
Е: Действия.
Продумывание тактики поступков в рамках приемлемого поведения. Это может быть компромисс или выбор нового стиля жизни и поведения, отвечающего следующим рациональным принципам (достаточно соблюдения 3-х):
1.Поведение основано на объективной реальности или на правильно понятых фактах ситуации.
2.Поведение способствует тому, чтобы обезопасить жизнь.
3.Поведение позволяет наиболее быстро достигать намеченных целей
4.Поведение делает возможным то, чтобы не возникали серьезные осложнения с другими людьми.
5.Поведение позволяет предотвратить или быстро нормализовать серьезный внутриличностный эмоциональный конфликт.
Проведение рациональной психотерапии может быть индивидуальным и групповым.
РЭТ показана при лечении заболеваний, в основе которых психологические факторы являются определяющими:
1) нарушения адаптации в коллективе и обществе
1.умеренная тревожность
2.супружеские проблемы
3.сексуальные нарушения
4.неврозы
5.расстройства характера
6.антисоциальное поведение
7.синдром пограничного расстройства личности
8.психосоматические проблемы
9.широко используется для коррекции поведения и эмоционального состояния школьников.
Основные иррациональные суждения.
 После обсуждения каждого ИС мы даем пример соответствующего рационального суждения (РС).
Иррациональное суждение № 1:
Меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, а если нет, то это ужасно...
Иррациональное суждение № 2:
Когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания; они плохие или омерзительные личности.
Иррациональное суждение № 3:
Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел бы.
Иррациональное суждение № 4:
Мне следует быть очень настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий.
Иррациональное суждение № 5:
Я ничего не стою, если я не очень компетентен и не добиваюсь все время успехов или, по крайней мере, почти все время в главной деятельности.
Иррациональное суждение № 6:
Должно существовать идеальное решение этой проблемы; я должен быть уверен в себе и должен полностью контролировать ситуацию.
Иррациональное суждение № 7:
Мир должен быть честным и справедливым.
Иррациональное суждение № 8:
У меня никогда не должно быть дискомфорта и боли.
Иррациональное суждение № 9:
Я могу сойти с ума и это было бы невыносимо.
Иррациональное суждение № 10:
Лучше избегать, чем противостоять жизненным трудностям.
Иррациональное суждение № 11:
Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, чтобы я мог на него положиться.
Иррациональное суждение № 12:
Эмоциональные переживания вызываются внешними событиями, у меня мало возможностей управлять чувствами или изменять их.
Иррациональное суждение № 13:
Прошлое является причиной моих сегодняшних проблем, потому что те давние события сильно повлияли на меня и будут продолжать действовать.
Все эти ИС можно свести к трем основным:
1. Самообвинение
2. Непереносимость фрустрации
3. Обвинение окружающих
Главные иррациональные суждения пациентов можно также распознать по их оценочным определениям. Событие иррационально оценивается как ужасное скорее по самопроизвольному определению, чем на основе объективного учета негативных последствий.

                                                         Рациональные суждения


                                                         ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ
Мир словарей: понятие Рационально-Эмотивной Поведенческой  Терапии
Зарубежные ссылки Ассоциациии РЭПТ
Библиотека русскоязычного сайта по РЭПТ
Александров А.А. Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса
Иррациональные стрессогенные установки
Работа с иррациональными мыслями (по материалам интернета)
Когнитивная терапия депрессии
Здоровье в три шага - Гогохия Г.
Иррациональный гнев в семейных конфликтах
Видео -Рационально-эмотивная терапия Александров А.А.
Видео - Происхождение психологической проблемы Сурьянинова Т.И.
Видео - Типы психотерапевтической интеграции. Развитие теоретической ориентации практикующего психолога Сурьянинова Т. И.
Психотерапевтический опросник – содействие в лучшем понимании себя

                                                             БИОГРАФИЯ А. ЭЛЛИСА




Уважаемые студенты! Подробно ознакомившись с информацией о РЭПТ, создайте онлайн кроссворд или тест используя эту программу, либо Фабрику кроссвордов. Создать свой тест при помощи: онлайн-конструктора тестов  или мастера тестов.  Можно просто прислать мне Ваши вопросы и варианты ответов. Мы опубликуем работу используя Ваше авторство. Удачи!


Закажите курсы в интернет-магазине со скидками!